Организм лучше знает, что ему нужно? О магическом знании пользы веществ

Есть такая точка зрения, что животные прекрасно разбираются в лечебных травах. Эта же теория распространяется некоторыми и на людей (а чем мы хуже? Мы тоже умеем “чувствовать”, каких веществ нам не хватает). Все эти “хочу жареной рыбки” в воображении многих, оказывается, трансформируются в ассоциативный ряд “в рыбе фосфор, значит, организму не хватает фосфора”, а “хочу погрызть мел” в “в организме не хватает кальция”. И так далее, и тому подобное.

В реальности дело обстоит так: у организма нет механизмов определения нехватки того или иного вещества, кроме воды. Он не может почувствовать дефицит фосфора и прикинуть: “Что-то у меня фосфора маловато, запускаю желание перекусить рыбки”. У него вообще нет встроенных анализаторов содержания микро- и макроэлементов. Организм отличает ситуацию, когда не хватает воды, что приводит к реакции “жажда“. Организм понимает, когда возникает недостаток пищи вообще, запускается функция “я голодный“. Это связано с энергетическими процессами в клетках. Но при этом организм даже не в курсе, какая еда восполнит нехватку энергии быстрее всего. Мы об этом знаем на уровне высшей нервной деятельности, с приобретёнными знаниями.

“Быстрые” углеводы имеют сладкий вкус, и это как раз запускает кучу интересных реакций, начиная с серотониновой и дофаминовой (ожидание “вознаграждения”, удовольствие и прочее. Но первичен здесь вкус (а ещё точнее – осознание, предвкушение этого вкуса). Это – не осознание вида “тревога, тревога, волк унёс зайчат нехватка глюкозы”! До этого вывода мы доходим сами, зная, что есть такая штука “глюкоза”, и понимая, зачем она нужна. Или вот: белковая пища раздражает наши рецепторы белкового вкуса, “умами”, и это приносит удовольствие, которое наши далёкие предки трансформировали в пищевое поведение. Что-то вроде: “Псс, хочешь получить удовольствие? Го на охоту, ловить и есть мясо!” Но это не понимание организма “ой, не хватает белков, пойду на охоту”, это – совсем другая история.

Аналогично с оленями на Крайнем Севере, которые лижут жёлтый снег соответствующего происхождения. Организм не “знает, что соли не хватает”. Организму просто нравится вкус соли, а моча оленевода эти соли содержит.

Но какая тогда может быть причина у всех этих желаний погрызть мела? Это всё имеет только психологическое основание. Человек, конечно, есть высокомерная прямоходящая обезьяна (с), но с потрясающим (без иронии) мыслительным аппаратом. И этот аппарат может такие интересные мысли генерировать, что диву даёшься. В том числе, объяснять желание съесть морковку “ощущением нехватки витамина A”. Но если бы мы не знали про такой витамин, то в ощущении была бы “нехватка” чего-то другого, что есть в морковке согласно нашим знаниям о ней. Это всё – психология, причуды восприятия. У нас нет встроенных анализаторов микроэлементов, мы просто узнаём однажды: в рыбе – фосфор, в цитрусовых – аскорбинка и т.п., и используем эти знания.

Так что, простите, ребята. Ваша кошка или собака грызёт траву не потому, что обладает Тайными Знаниями От Самой Природы, что в той траве есть нужное ей вещество. Животное просто ориентируется на привлекательный ему вкус, запах и тактильные ощущения. В конце концов, животное и полиэтиленовый пакет пожевать может, и что, вы реально считаете, что это ему “природа так подсказывает, там полезные вещества”?

Не работает эта идея про “организм требует” какого-то нутриента, микроэлемента и т.п. Организм не умеет этого требовать. На таком уровне наш максимум – сигналы “хочу есть” и “хочу пить”. Остальное – из области высшей нервной деятельности. Вот специально обученные люди (врачи, например) могут по симптомам определить нехватку нутриента и сказать, как восполнить дефицит. А обычный человек может ориентироваться лишь на “вкусно/невкусно” и “хочу/не хочу”, что тоже очень неплохо 😉

1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *