Почему люди любят читать негативные новости?

Давайте сравним две новости. Первая: в Ростовской области собрали 1,4 млн тонн зерна, и это – только начало, до завершения уборки урожая ещё далеко. Вторая: в Краснодаре незаконно вырубают деревья, чтобы строить парковки. Давайте по-честному, какая из новостей “зацепила” больше? Большинство – вторая, у неё негативный оттенок. Такие новости собирают больше читателей. Где-то был даже эксперимент: редакция одного СМИ решила обходиться исключительно позитивными событиями в новостной повестке. Так вот посещаемость у них в четыре раза снизилась. Почему так? Механизм у этого явления непростой. Давайте обсудим его.

Мозг человека (и не только человека) нуждается в постоянном поступлении информации. Это – одна из базовых потребностей, на которой завязано ни много ни мало его развитие. Эта потребность подкрепляется дофаминовой системой (система вознаграждения). В этом вот какой смысл: если бы животные (гораздо раньше появления человека) не получали удовольствия от новой информации, то они и не пытались бы её находить и собирать. Знакомая история? Что-то подобное работает и в случае с белковой пищей: поиск, сигнал от рецепторов глутамата, удовольствие, помните?

Стало быть, информация нужна мозгу. Но почему именно негативная информация предпочтительнее? Чего б нам не искать что-то хорошее в новостях? Тут всё ещё сложнее. Оказывается, потребность именно в узнавании негатива обусловлена эволюционно. На заре становления человечества было ведь как? Смотрите: информация о том, что в соседней роще урожай больше и вкуснее, конечно, полезная. Но куда полезнее информация о том, что тех, кто пошёл в соседнюю рощу за урожаем, съел саблезубый тигр. Такого рода сведения критично важны, а значит поиск и усвоение этих сведений должны вознаграждаться по максимуму. Вот и выработалась в ходе эволюции такая особенность: негативная информация максимально приятна. Сюда добавляется ещё и непростая психофизиология, но принцип-то понятен?

Конечно, негатив бывает разный. Мы уже очень давно не сталкиваемся с саблезубыми тиграми, поэтому устроит и информация хотя бы про нарушение закона каким-нибудь депутатом. Лучше, чем ничего. Вот примерно так это работает.

2 комментария

    1. Да. Давным-давно у человека была жизненная потребность узнавать о всяких ужасных событиях (чаще всего, речь о нападении хищников и т.п.), чтобы в них не попадать или чтобы справиться с ними. Саблезубые тигры на популяцию людей давно не нападают, а информационная потребность осталась.

Добавить комментарий для Кася Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *