Киберспорт с точки зрения нейрофизиологии

Киберспорт популярен, и с этим глупо спорить. Всевозможные турниры, фестивали и проч. у скептиков вызывают ухмылку: “Ну, какой же это спорт? Так, мышкой покликать. То ли дело – фехтование (прыжки с трамплина, гимнастика, бег и т.д., можно вписать любой вид традиционного спорта), вот это – настоящий спорт, а не ваша долбёжка по клавиатуре”. Однако, если вдуматься в вопрос, то окажется, что всё не так однозначно. Вдумываемся?

(Дисклеймер: никакого отношения к киберспорту не имеем и не планируем иметь). Итак, что такое “настоящий спорт”? Это, как говорится, быстрее, выше, сильнее. На языке физиологии это означает: работа нервной системы и опорно-двигательного аппарата (кости, суставы и мышцы). С костями и мышцами всё несложно: тренировки делают мышцы сильнее (увеличивают мышечный объём и сократимость, происходит это довольно своеобразным способом, но не суть). В киберспорте мышцы, понятно, не развиваются (разве что тонкая мускулатура пальцев). Но работа нервной системы очень даже имеет место быть! И, соответственно, нервная система при занятии киберспортом тренируется. Образуются новые нейрон-нейронные связи, и всё такое.

Скажете, всё равно “баловство одно, и несерьёзное это дело”? Напрасно. Во-первых, нервная система, как бы поудачнее выразиться, превыше прочих. Она управляет мышцами, а не наоборот. Кроме того, если люди когда-нибудь и перейдут в виртуальный мир, то это будет реализовано именно за счёт нейрон-нейронных связей. Именно их комбинацию, вероятно, можно будет реализовать in silico (безумно сложную комбинацию, потому-то до этого ещё не дошло). А во-вторых, все мы издавна знаем разные виды спорта, где работает практически только нервная система. Шашки, шахматы и другие игры. Мы же не зовём их “не-спортом” или “баловством”? А ведь там мышечной активности ещё меньше, чем в киберспорте.

Словом, киберспорт – это достаточно серьёзное дело, даже если кому-то кажется иначе. При этом не нужно считать, что это – всесторонне полезное занятие. Нет. Спорт (сейчас будет крамола) вообще вреден. Вот так. Речь, конечно, не об обычной нервно-двигательной активности, не о зарядке и лёгкой общефизической подготовке (пробежка, растяжка, десяток отжиманий-приседаний). Это – полезно и нужно. “Вреден” – это о том спорте, который состоит из изнуряющих тренировок, перекосов в пищевом рационе и проч. И в киберспорте “изнуряющие тренировки” тоже присутствуют (а как же?!). Они сопровождаются хронической гиподинамией (мало двигательной активности), нагрузкой и неправильным использованием органа зрения и т.п. Опять-таки, речь идёт не о “часок после работы поиграть”, а о многочасовых играх.

Подведём итог. Киберспорт имеет ощутимо положительное значение для работы и развития нервной системы. Преувеличивать его не стоит (при занятиях шахматами, к примеру, считается, что нервная система развивается активнее), но и преуменьшать – тоже не надо. Это – лучше, чем пассивное потребление информации (просмотр телепередач, например). В минусах – недостаток движения, как минимум.

Кстати, разные компьютерные игры (экшн, РПГ, стратегии и т.д.), как и разные виды “традиционного спорта” инициируют разные процессы в нервной системе. А система мотивации (дофаминовое ожидание вознаграждения, серотониновый спектр работы) у киберспорта такая же, как и у обычного. А у вас какая игра сейчас в приоритете? 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *